Малый зал, малая сцена, камерное сценическое пространство. Постановочное освещение.
Постановочное освещение в малых залах, с одной стороны, можно выполнить совсем простым способом, поставить два строительных прожектора перед сценой, и всё, задача решена. Светло.
Но мы не будем уподобляться дилетантам и непрофессионалам, а попробуем разобрать параметры и концепцию формирования светового оборудования, применяемого на небольших и экспериментальных площадках.
Для начала возьмём классическое расположение зрительских рядов и сцены. В этом случае используется: выносной свет – это световые приборы, расположенные перед сценой, на сцене используются: софиты — это световые приборы, расположенные, по планам, над актерами, Прострельный свет — это свет, используемый для «рисующего» света, расположенного сбоку, со стороны кулис и планшетный свет — это приборы расположенные на планшете сцены и работающие снизу.
В маленьких сценах классического расположения, как правило нет необходимости локализовывать пространство. Поэтому стационарные прожектора на выносном софите используются с широкими углами. Если есть необходимость локализовать световое пространство, то используется для этого световая пушка, расположенная, как правило в конце зрительного зала или профильный прожектор, с функцией ZOOM (возможность изменения ширины луча, который располагается на выносном софите или ставиться в световых ложах. Так же на световых ложах рекомендуется устанавливать линзовые прожектора с возможностью изменения ширины луча. Зрительный зал тоже может быть задействован в действии, тогда на выносной софит добавляются интеллектуальные прожектора (Головы), которые служат с одной стороны дополнительным светом для авансцены, а с другой стороны «работают» по залу.
В качестве софитного света, на небольших сценах используются линейки (линейные светодиодные прожектора длиной 1 метр) или светильники PAR, с широким раскрытием луча, для того чтобы не создавались темные места на сцене, куда не попадает верхний заливной свет. Также рекомендуется на софите расположить, если будет возможность, линзовый прожектор или линзовые прожектора, для локализации световой точки. Данная опция необходима, если понадобиться в какой-то драматической сцена, оставить героя в световом луче, причём не фронтального, а внутреннего света. Такую же роль выполняют и прожектора прострельного освещения, только они ещё избавляют нас от плоских световых картинок, когда актёры работают только в фронтальном свете. С софитов, а иногда и с планшета работает верхний или нижний контровой свет. Это свет, расположенный на один план или два плана, сзади актера, и создают так называемый контражур.
Разумеется, все сцены имеют различия, как в подходах к компоновке световым оборудованием, так и в направлении творческих коллективов, на данных сценах работающих.
Но все равно, данные рекомендации следует учитывать при формировании сценического пространства и зрительской части.
Типовое оборудование для решения
Этапы решения для объекта
Просмотр объекта
Расчеты и ТЗ
Подготовка списка оборудования.