Малый зал, малая сцена, камерное сценическое пространство.
Когда попадаешь в небольшое сценическое пространство, вне зависимости от того, это классическая сцена, к какой мы привыкли, приходя в театр, или экспериментальное сценическое пространство, с перемещаемыми зрительскими креслами и трансформируемой сценой… Всегда мы обращаем внимание, на удобство расположения зрительских мест, для того, чтобы убедиться, что всем, и на первых и на последних рядах , было видно, происходящее в сценическом пространстве, чтобы было видно декорацию, игру актеров, их мимику…
Далее следуют вопросы по удобству входов в зрительный зал, чтобы люди, размещаясь не мешали друг другу, чтобы удобно было сесть на свое кресло(стул), удобно было, в антракте выйти с места… Чтобы были понятны эвакуационные выходы из зрительного зала, и чтобы все пространство в зрительном зале не отвлекало людей от происходящего на сцене. Это и цвет портала и стен, цвет обивки зрительских мест, цвет стен.
Очень важно освещение в зрительской части сценической коробки, оно не должно контрастировать с сценическим освещением. В идеале, лучше использовать лампы накаливания или галогеновое освещение зрительного зала. Но поскольку мы сейчас живем в эру светодиодного освещения, то лучше подойдет световые приборы(лампы) с световой температурой 1800-3200 К.
Переходя к сценическому пространству, на котором работают режиссеры и актеры, необходимо создать условие, чтобы они смогли реализовать все свои замыслы, и сцена не мешала, а помогала им в этом.
Чтобы были удобные выходы из закулисного пространства на сцену и входы в закулисное пространство из гримерок. В этом случае есть утвержденные нормативы, которые следует использовать и на которые стоит ориентироваться. Расстояние между кулисами и сенами не должно быть менее одного метра, в противном случае актеры (дети) будут постоянно задевать кулисы и это движение будет отвлекать зрителя от действий на сцене.
Так же стоит сказать о разных выходах актеров на сцену, так, а эту ошибку иногда приходиться видеть и на профессиональной сцене, один актер выходит «в кулису», и через мгновение (небольшое время) из этой-же кулисы выходит другой актер, и логически возникает вопрос-так они же должны были там встретиться… Поэтому стоит, даже при отсутствии глубины сцены, дополнительно делать выходы из заднике, в середине или в двух местах, за экраном, слева и справа. В том случае, если экран используется. Так же, при формировании сценического пространства необходимо актеров «защитить» от зрителя, так, чтобы зритель с первых рядов, не видел закулисного пространства, и подготовку актеров к выходу. А верхние падуги и арлекин, в идеале, должны скрывать оборудование постановочного освещения.
Данные рекомендации следует учитывать при формировании сценического пространства и зрительской части.
Этапы решения для объекта
Просмотр объекта
Расчеты и ТЗ
Подготовка списка оборудования.