Малый зал, малая сцена, камерное сценическое пространство.
Интеграция системы звукоусиления в общую концепцию проекта зависит от того, как и какую звуковую информацию будут получать зрители или технический и артистический персонал через громкоговорители.
Всегда, при проработке системы звукоусиления для зрительного зала любого назначения рекомендуется консультация с инженером-акустиком. Так как на этом этапе технологического решения закладываются основные параметры будущего комплекса звукоусиления.
При создании системы звукоусиления для камерных и малых театральных и концертных залов в большинстве случаев основными аспектами в подборе оборудования являются габаритные размеры самого оборудования и их выходные технические характеристики.
Учитывая близость расположения зрительской аудитории к актерам, а также небольшие расстояния между микрофонами, размещенными на сцене, и громкоговорителями на сцене и в зале, подобным системам звукоусиления предъявляются высокие требования по устойчивости к самогенерации (возникновению обратной акустической связи).
Как показывает практика, актеры на сцене в большинстве подобных залов работают в «живую», без дополнительного усиления с помощью микрофонов. Или микрофоны применяются как дополнительное средство для приема общей звуковой «картины» сцены. А громкоговорители применяются для воспроизведения музыкальных фонограмм.
Требования к компактных размерам оборудования применимо не только к громкоговорителям, но и остальному оборудованию. Пассивные акустические системы играли и играют большую роль в развитии систем звукоусиления для малых и камерных театральных сцен. Корпуса пассивных акустических систем выполнены из высококачественной фанеры и покрыты износостойкой краской. Все громкоговорители оснащены панельными коммутационными разъемами типа speakon. Например, в залах, являющихся архитектурными памятниками, очень сложно разместить оборудование, профессионально выполнить прокладку звуковых кабельных линий и линий электропитания. Тем не менее при применении компактных акустических систем, особенно в пассивном варианте, когда усилители мощности расположены в отдельном помещении звукоаппаратной, появляется возможность достигнуть оптимальных выходных характеристик результатом которых будет высокая субъективная оценка качества воспроизводимой звуковой информации. При этом хотелось бы отметить ряд аспектов, а именно особенное внимание стоит обратить на усилители мощности, на такие их параметры как тепловыделение и соответственно шум при работе системы охлаждения. Иногда хорошим вариантом является применение активных акустических систем (громкоговорителей с встроенным усилителем мощности) с пассивным охлаждением. Данный тип оборудования имеет несколько ключевых преимуществ перед классическими системами. Например, отсутствие какого-либо шума при рабочих режимах, экономия места, так как усилитель размещен в корпусе акустической системы, у моделей некоторых производителей корпус активной акустической системы выполнен из ударопрочного легкого пластика, который существенно уменьшает вес оборудования и соответственно влияет на требования по установки/размещению последнего в зале. Не маловажную роль является экономическая обоснованность и целесообразность применения активных акустических систем в залах малой вместимости и камерных сценах. В итоге, в большинстве случаев для систем звукоусиления в малых и камерных залах не требуется большой звуковой мощности, активные акустические системы являются оптимальным решением данной задачи.
Звуковой тракт системы звукоусиления формируется исходя из заявления клиента о необходимости наличия того или иного оборудования в составе комплекса. Обычно, основными составляющими комплекса являются микрофоны и радиомикрофонные системы, приборы обработки звукового сигнала, аналоговые и цифровые микшерные пульты, процессоры-контроллеры акустических систем, усилители мощности с DSP (встроенными цифровыми процессорами), громкоговорителями разных типов (широкополосными и многополосными, низкочастотными, рупорными, мониторными).
В настоящее время трудно представить себе полностью аналоговый звуковой тракт. В большинстве случаев наличие аналого-цифровых и цифро-аналоговых преобразователей в различном профессиональном звуковом оборудовании позволяет спланировать высококачественную систему звукоусиления. Применение цифровых устройств позволяет существенно расширить по управлению комплексом звукоусиления. В настоящее время предлагается множество решений по организации полного цифрового звукового тракта на базе различных звуковых протоколов цифрового аудио, таких как Dante, gigaACE, Slink, MADI, AES50, AES3.
Очень часто применяются гибридные системы передачи звукового сигнала, где сочетаются аналоговые и цифровые тракты. Например, когда сигналы с микрофонов, установленных на сцене, коммутируются посредством XLR-разъемов в многоканальные аналоговые кабельные линии (сценические лючки, коммутационные коробки), которые в свою очередь концентрируются в месте размещения выносного цифрового блока коммутации, с которого сигналы уже в цифровой форме передаются на цифровой микшерный пульт оператора, где формируется звуковая программа, и последняя передается в обратном направлении через тот же или дополнительный выносной цифровой блок коммутации на усилители, а иногда при необходимости напрямую на усилители, оснащённые встроенными цифровыми протоколами.
Очень важными моментами при проектировании данных систем является применение качественной кабельной продукции и надежных разъемов.
Цифровые микшерные пульты в компактном исполнении давно стали неотъемлемой частью систем звукоусиления камерных и малых сцен. Действительно, программно-аппаратные мощности процессоров цифровых микшерных пультов и различные интерфейсы управления (физические фейдеры, кнопки, энкодеры, сенсорные дисплеи, программы удаленного доступа) позволяют оператору иметь мощный инструмент для приема, обработки с последующей передачей звуковых программ на конечные устройства -громкоговорители системы звукоусиления.
Тем не менее аналоговые микшерные пульты до сих пор имеют широкое применение в звуковых комплексах на малых и камерных сценах. Очень часто данное решение связано с развитой кабельной структурой на объектах, построенной на аналоговых линиях. Модернизация подобных систем требует отдельного рассмотрения, так как иногда установка нового аналогового микшерного пульта является экономически целесообразным решением.
Проработка технических решений требует конструктивного подхода в общении с клиентом в соответствии с требованиями норм и правил для проектирования систем звукоусиления театров, концертных залов и иных культурно-зрелищных учреждений, а также спортивных, образовательных и религиозных объектов, эксплуатируемых на территории Российской Федерации
Типовое оборудование для решения
Звуковое оборудование
Этапы решения для объекта
Просмотр объекта
Расчеты и ТЗ
Подготовка списка оборудования.